gototopgototop

Расширение спектра страховых продуктов: тенденции на рынке

Страховым компаниям универсальные системы управления часто не подходят. Им нужны предельно специализированные продукты.

Как утверждает в своем аналитическом обзоре фирма Deloitte & Touche Consulting Group, страховая индустрия значительно превосходит другие сферы бизнеса по величине общего ИТ-бюджета, который составляет 17 тыс. долларов на каждого служащего (что выше соответствующей доли бюджета банков и финансовых компаний, где на одного работника приходится 10,4 тыс. долларов). Это мировая статистика. В России данных именно по страховому рынку нет, но если брать результаты исследования проекта iOne, сегодня средний ИТ-бюджет финансово-страхового рынка в целом составляет 3,87% от оборота (на 0,37% больше, чем в телекоммуникационном секторе, и более чем вдвое превышает аналогичный показатель для ТЭК). Так что в области информационных технологий российский страховой рынок на коне.

Страховые компании постоянно наращивают "технологические мощности". Это связано с введением ОСАГО, ростом интереса населения и юридических лиц к услугам в области страхования, ростом классического рынка страхования жизни, недвижимости и рядом других факторов.

Путь в гору

Поиск оптимального решения для автоматизации страхового бизнеса идет разными путями. Во-первых, стратегия крупных страховых компаний нацелена на регионы - источник основной клиентской базы в ближайшие годы. Информационные решения рассматриваются с ориентацией на региональный рынок массового перестрахования, особенность которого - территориальная распределенность, множество временных поясов, плохая связь.

Во-вторых, страховые компании зачастую становятся частью холдингов в составе банков, инвестиционных компаний. У каждого из партнеров - своя клиентская база. Банк, например, знает клиентскую историю своего потребителя, его предпочтения, состав семьи и пр.: ориентируясь по этим данным, можно предположить, какие именно страховые продукты он будет покупать. Здесь встает задача эффективного развития этой базы данных, и страховые компании ищут решения, позволяющие использовать каналы продаж банка для реализации своих продуктов.

В-третьих, количество клиентов увеличивается крайне высокими темпами. Информация об оформляемых полисах, выплатах и все остальные сведения накапливаются очень быстро. Наконец, возникает проблема оперативного и качественного обслуживания. Причем в ее решении заинтересованы не только постоянные (особенно выгодные) клиенты, но и сотрудники, и партнеры страховой компании. (К примеру, от того, насколько быстро страховой агент, находящийся на выезде, получит доступ к актуальной информации об истории взаимоотношений с клиентом, может зависеть заключение сделки.)

ОСАГО-фактор

Среди "критических точек" страхового бизнеса, в которых услуги ИТ-консалтинга становятся жизненно необходимы, - ОСАГО. Введение "автогражданки" заставило задуматься о новых способах обработки информации и управления компанией.

"Безусловно, введение ОСАГО дало новый импульс: на этот рынок пришли новые игроки из числа ИТ-компаний. Однако, на наш взгляд, решать проблему ОСАГО необходимо в рамках общей стратегии построения корпоративной информационной системы, - говорит Юрий Зеленин, директор департамента корпоративных решений для страхового рынка корпорации "Парус". - В последнее время государство усилило контроль за страховым сектором экономики: утверждены новые правила формирования страховых резервов, отчетность в РСА (Российский союз автостраховщиков) и статистическая отчетность для участников ОСАГО. Сегодня именно эти задачи (формирование обязательной отчетности) становятся актуальными для страховщиков, и их решение является важнейшим критерием при выборе корпоративной информационной системы. Проблема усложняется требованием получения консолидированной отчетности, включая все филиалы (для участников ОСАГО необходимы филиалы во всех субъектах РФ)".

Актуализируемая "автогражданкой" проблема отчетности действительно остается одной из главных для страховых компаний. Они пытаются превратить учетные системы в системы поддержки бизнеса. Например, агент работает с клиентом: ведет переговоры, звонит ему, оформляет договор или полис. Сейчас вся эта информация часто хранится в бумажном виде, а данные клиента и все условия договора с ним вводятся в систему после заключения договора. Иногда получается, что у клиента на руках полис с одними условиями, а в системе - другая информация. Поэтому страховые компании пытаются использовать корпоративную информационную систему на всех этапах оформления договоров, страховых случаев, проведения расчетов и выплат.

Каждому свое

Проекты российских страховых компаний разнообразны. Так, РОСНО, "Росгосстрах" и "Альфастрахование" выбрали для построения корпоративной системы управления решение Oracle E-Business Suite. У Oracle очень сильный финансовый инструментарий и, кроме того, большой опыт автоматизации крупных западных страховщиков. "Большинство крупных страховых компаний перестали рассматривать ИТ как поддерживающую и затратную. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью бизнеса. В банковских структурах, например, уже давно осознали, что ИТ - операционная основа бизнеса. В основной массе страховых компаний полного понимания еще нет, но движение в нужную сторону наблюдается", - говорит руководитель управления информационных технологий "Альфастрахования" Андрей Педоренко.

Компании Петербурга и Северо-Запада тоже, судя по всему, гибко реагируют на рыночные изменения. Те, кто уже имеет современную работающую корпоративную систему управления, обращают внимание на актуальные локальные участки, в частности на ОСАГО. Так, в начале этого года страховая компания "Шексна" (с 1999 года здесь работает корпоративная система управления "Парус-Страхование", на базе которой автоматизированы все основные бизнес-процессы) приобрела дополнительный модуль к системе "ОСАГО". С помощью нового модуля компания полностью автоматизировала расчет страховых тарифов и подготовку стандартных форм для обязательного страхования автогражданской ответственности. По словам руководителя отдела автоматизации и связи компании "Шексна" Романа Королева, внедрение модуля "ОСАГО" позволило сократить время оформления полиса по этому виду страхования до 5 минут. При этом важно, что все договоры страхования ОСАГО содержатся в единой базе данных, их легко найти, чтобы использовать для перестрахования, расчета резервов и формирования специальной отчетности в РСА.

В другой петербургской компании - "Прогресс-Нева" с февраля этого года началось внедрение решения добровольного медицинского страхования на базе комплексной системы автоматизации страховой деятельности Master INSURANCE. Система позволяет формулировать любые условия договора на основе заложенных в нее правил и программ страхования и просматривать все показатели в режиме реального времени.

Страховая компания "Русский мир" сейчас реализует более масштабный проект. Специалисты компании совместно со сторонним подрядчиком ведут разработку собственной оригинальной корпоративной системы управления, настроенной на специфику конкретного бизнеса. "Мы анализировали рынок и поняли, что большинство универсальных страховых решений нам на нынешнем этапе развития не подходят", - отмечает начальник информационно-технического отдела СК "Русский мир" Андрей Геронимус.

Последнее утверждение - общий тренд для страхового рынка. Универсальные системы не всегда отвечают требованиям страховщиков, поскольку страхование - весьма сложный финансовый институт с разнообразными бизнес-процессами. Финансовый блок универсальных ERP-систем не учитывает самого главного инструмента - страховых резервов. Кроме того, кадровые ресурсы на предприятии - это, как правило, штатные работники, а в страховании главные люди - агенты и брокеры, которые работают вне штата и вне офиса.


источник: www.forinsurer.com